Семь неправильных похвал

 Шесть советов, как правильно наказывать и поощрять ребенка

   Как мультфильмы влияют на ребенка

 

                                    Фестиваль Осознанного Материнства с 7 по 9 мая! 

 Мои нежные, чуткие будущие и уже имеющие опыт материнства, счастливые мамочки! Приглашаю вас на мастер-класс, по арт-терапии который я проведу 8 мая на Фестивале по осознанному материнству в Центре «Женский Мир».

Программа мастер-класса по арт-терапии:

Песочная анимация + арт-терапия для беременных

Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий как взрослых, так и детей.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности как взрослого человека и ребенка.

Арт-терапия как  в период беременности  так и в период воспитания ребенка помогает:

достичь душевной гармонии,
раскрыть свой творческий потенциал,
сосредоточиться на беременности,
настроить интуитивную связь с малышом,
выявить и нейтрализовать эмоциональное напряжение,
вызвать и развить материнские чувства,
снять страх перед родами и закрепить позитивное представление о них и т.п.

Занятие включает в себя:
-арт-терапию (работа с арт-материалами: краски, песок - боди-арт,  изо и др.)
- свободное творчество на песочном планшете под приятную музыку
 
-расслабляющее дыхание и медитация Пяти Элементов Человека.

Если у вас есть возможность прийти на занятие с мужем, партнером, подругой или детьми - приходите непременно! Ваша совместная работа по арт-терапии откроет вам большие возможности и неизгладимый опыт в совместной жизни и взаимопонимании.

Также на Фестивале вас ждут открытые лекции специалистов по темам подготовки к беременности, родам и воспитанию детей, мастер-классы и практические занятия и ярмарка-продажа детских вещей! Подробно о Фестивале вы можете узнать на сайте http://festival.zenmir.ru

 

                                                               

 

                                                             Семь неправильных похвал

Хвалить и ругать – практически обязанность каждого родителя. Своей реакцией на поступки ребенка: порицанием, одобрением или равнодушием, - мы пытаемся привить ему положительные качества и «побороть» отрицательные.

Однако смысл слов взрослых очень часто как будто не доходит до детей: «говоришь ему,  , а ему как об стенку горох». Почему так происходит? Потому что взрослые часто излагают свои мысли или слишком обще («веди себя хорошо»), или слишком обидно («ну ты бестолковый!»), или слишком редко («ну хотя бы раз в году тебя есть за что похвалить»).

В этой статье мы рассмотрим 7 ошибочных похвал, которыми взрослые пытаются мотивировать детей, но у них ничего не получается.

Первая и самая грустная – «Я его не хвалю. Я боюсь, что если я начну его хвалить, он вообще ничего делать не будет. Зачем хвалить за то, что он и так должен делать».

Представьте, что вы упорно выполняете какую-либо работу. Вы стараетесь, но ваших усилий никто не замечает и не ценит (и не оплачивает!). Будет ли у вас желание и дальше ее выполнять? Нет! Зачем делать то, что никому не нужно? Главная функция похвалы – закрепить желательное поведение. Игнорируя желательный (хороший) поступок, вы его не закрепляете, а, наоборот, превращаете в ненужный.

Вторая, самая скупая – «Я хвалю коротко, особо не распинаясь: ты молодец.»

Ограничиваясь одним словом, вы лишаете ребенка информации о том, что именно и насколько он сделал хорошо и чем именно вы довольны. Вам как будто все равно, что и как он сделал. Сделал – и ладно. Похвала «для галочки» ведет и к выполнению обязанностей «для галочки».

Третья, самая обидная – «Как хорошо ты сегодня в комнате убралась! Вот ведь можешь же, когда захочешь! Что ж ты каждый день-то так не делаешь?»

Представьте, что кто-то хвалит Ваш внешний вид: «Как хорошо ты сегодня выглядишь! И одежда, и прическа – все красиво! Вот ведь можешь же, когда захочешь! Что ж ты каждый день-то за собой не следишь?» Заметили, как комплимент перешел в упрек? Вам сказали, что сегодня вы отлично выглядите, а обычно – просто ужасно. Осадок остался отрицательный, а цель похвалы – оставить положительный.

Четвертая, сравнительная – «Все познается в сравнении, поэтому я сравниваю с другими. Ты поел быстрее, чем брат. У тебя рисунок красивее, чем у других».

Сравнивать ребенка с другими детьми (а также с мамой, с папой и т.д.) несправедливо хотя бы потому, что другие люди - другие. У них другой генетический набор, у них другой жизненный опыт, другая семья, другое воспитание, другие способности. Сравнивая с другими даже в положительном ключе, вы учите ребенка чувствовать свое превосходство, принижая достижения других. К тому же, закладываете установку «Сделать лучше других», вместо «Сделать настолько хорошо, насколько я смогу»

Пятая, абсолютная: «Ты лучше всех читаешь! Ты самая красивая!»

Говоря так, вы попросту обманываете своего ребенка. И когда ваш обман раскроется, ему будет очень больно. Когда мальчик на конкурсе чтецов окажется не лучше всех, а девочка в компании – не самой красивой, им будет вдвойне больно: не столько от поражения, сколько от крушения представления о себе. Добавьте к похвале простые слова «для меня» - и это будет чистая правда, в которой ваш ребенок может быть уверен в любой ситуации.

Шестая, удручающая: «Я ругаю чаще, чем хвалю. Потому что хвалить особо не за что».

При этом многие родители (и учителя!) думают, что частые упреки как будто хорошо мотивируют, потому что указывают на то, что ребенок делает неправильно. Постоянно, много раз в день указывают на промахи. Таким способом вы говорите ребенку: «Ты постоянно все делаешь плохо. Ты ни на что не годишься». Эта фраза не мотивирует, а загоняет в угол и опускает руки.

Седьмая, неустойчивая: «Вот теперь я тобой горжусь. Вот это мой сын. Вот сегодня ты хороший мальчик».

Невольно напрашивается вопрос: «А раньше ты мной не гордился? А вчера я был не твой сын? А вчера я был какой мальчик?» Так формируется неустойчивая самооценка, зависящая от каких-то сиюминутных событий. «Мама любит меня за пятерки» или «Когда я плохо себя веду, папа меня ненавидит». У ребенка нет ощущения, что родители его любят всегда.

А как же хвалить правильно?

 

 Очень просто – за конкретный поступок. «Мне очень приятно, что ты помыл посуду» или «Сейчас ты читаешь намного лучше, чем в начале года». А теплые любящие слова, такие как «Ты у меня молодец» или «Как хорошо, что ты есть» нужно говорить каждый день просто так, безо всяких особых причин.

 

                                                                        

 

                                         Шесть советов, как правильно наказывать и поощрять ребенка

Мамы и папы знают о том, что хорошее поведение ребенка надо поощрять, а плохое – пресекать. Вот только не всегда очевидно, что делать в непростой ситуации – то ли игнорировать плохое поведение, то ли лишать сладкого и компьютера, то ли ставить в угол? И как правильно награждать ребенка, если он как следует сделал уроки или выполнил свои обязанности по дому? Надо сказать, что за последние несколько десятков лет ответы на эти вопросы поменялись несколько раз. Сегодня мы рассмотрим какие принципы наказания и поощрения вам будут предложены.

1. Оцениваем поступки, а не ребенка.

Когда ребенок совершает плохой поступок, будь то бранные слова, порча вещей, пренебрежение своими обязанностями или что-то еще, родители обязательно должны высказать свое отношение к этому поступку. Вы можете сказать, что поступок плохой, поведение неприятное, а ситуация некрасивая. Можете использовать другие, более подходящие к ситуации слова. Однако ни в коем случае не нужно оценивать ребенка – плохой не он, а только поступок, который он совершил. Сам же ребенок всегда хороший и любимый.

2. Используем метод естественных последствий.

В большинстве случаев, когда ребенок поступает неправильно, гораздо лучше, чем наказание, работает метод естественных последствий. Допустим, малыш портит хорошую вещь. Можно поставить ребенка в угол в наказание. Но есть и другой путь, который продемонстрирует ребенку естественные последствия его поступка: покупка новой вещи взамен новой игрушки и любимых детских угощений. В другой раз малыш подумает, стоит ли лишать себя удовольствий ради сомнительного развлечения. Использовать этот метод полезно еще и потому, что во взрослой жизни человека никто специально не наказывает (разве что в случае нарушения закона), гораздо чаще он просто имеет дело со следствиями своих поступков. Тот же самый принцип работает с поощрениями. Во взрослой жизни ребенку никто не будет платить за вымытый в собственной квартире пол и покупать приятные вещи за хорошие поступки, в большинстве случаев ему придется довольствоваться только удовлетворением от совершенного хорошего поступка. Важно учитывать: метод естественных последствий нельзя использовать в тех случаях, когда ребенку угрожает опасность. Например, если он хочет залезть в раскаленную духовку, то никак нельзя допускать наступления результатов этой попытки.

3. Не откладываем наказание.

Если вы считаете, что ребенка непременно нужно наказать, это стоит делать сразу после проступка. Сначала стоит убедиться в том, что ребенок понимает: он поступил неправильно, растолковать ему, что именно он сделал не так и что вы чувствуете по этому поводу, а затем, если необходимо, «назначить наказание». Откладывая наказание на вечер или на другой день, вы не добьетесь коррекции нежелательного поведения, зато ребенок может подумать, что его не любят или обижают без причин.

4. Помним о тройном значении наказания.

 По мнению психологов, любое наказание должно: 1) исправлять вред, нанесенный проступком, 2) снимать с ребенка вину и 3) предотвращать повторение неправильных действий. Соблюдение этих трех условий делает наказание справедливым. Ребенок баловался и из-за этого разлил кастрюлю с супом? Пусть сам уберет за собой, подумает о целесообразности баловства за столом и останется без мультфильмов. Даже кричать не обязательно! Этих действий будет вполне достаточно для того, чтобы подобное не повторилось. Кстати, стоит учитывать, что любое наказание должно быть ограниченным и определенным во времени: лишать мультфильмов на два дня – это подходящий вариант, а вот обещать «никогда больше не выпускать одного на улицу», пожалуй, нет. После того, как наказание закончилось, надо сделать над собой усилие и перестать попрекать ребенка плохим поступком: он уже понес наказание и «отработал» свою вину.

5. Наказывайте и хвалите символически.

 Психологи подчеркивают, что поощрение и наказание в семье должны быть не материальными, а символическими. Допустим, за плохое поведение малыш сидит какое-то время молча на «табурете для наказаний» и члены семьи в это время с ним не общаются, а за хорошие поступки получает красивый стикер на «доску почета» у себя в комнате и радость всех членов семьи. Обменивать ли эти «стикеры» на большой приз или нет, решать родителям, однако стоит заметить, что символические наказания и поощрения помогают корректировать поведение, но при этом не приучают ребенка к постоянным вещественным бонусам или, наоборот, унижениям и обидам.

6. Не бить! 

 Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка физически. Даже за самый плохой поступок ребенку не должно «прилетать по попе», как и по другим местам. С физическими мерами воздействия воспитатель попадает в ловушку собственных иллюзий, ему кажется, что метод и впрямь работает: он корректирует поведение ребенка, который теперь боится снова испытать боль. Однако вместе с такой коррекцией он разрушает его личность, озлобляет и заставляет чувствовать себя униженным. Если ребенка бить за проступки, то у родителей еще останется шанс вырастить послушного ребенка, но вот любящего хорошего человека – вряд ли.

                                                           

                                                   

                                                   Как мультфильмы влияют на ребенка

Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство детей обожает мультфильмы. Дети готовы часами сидеть перед телевизором. Многих родителей волнует, не вредят ли глазам и нервной системе ребенка такие нагрузки. Разбираемся вместе, что же такое мультфильмы, могут ли они нанести вред ребенку. 

На самом деле однозначно ответить на этот вопрос не получится. Безусловно, при длительном просмотре, особенно в раннем детском возрасте, в значительной мере могут пострадать глазки. Ребенок может стать более раздражительным, капризным, начнутся проблемы со сном – верные признаки перегрузки нервной системы. Но ведь при правильном подборе мультфильмов они могут приносить немало пользы. Как же быть?

Для начала, нужно ознакомиться с возрастными ограничениями по просмотру телевизора. Если придерживаться этих критериев, вред от телевизора можно свести к минимуму.

Возрастные ограничения

Продолжительность пребывания у телевизора или компьютера во многом зависит от возраста ребенка:

•        До 1,5 лет смотреть телевизор вообще нежелательно, как и играть в телефон или планшет. Еще не созрела нервная система и слишком чувствительны и уязвимы органы слуха и зрения.

•        С 1,5 до 2 лет можно смотреть не более 5-10 минут в день.

•        С 2 до 3 лет – не более 10-20 минут в день.

•        С 3 до 5 лет – не более 30 минут в день.

•        С 5 лет и старше – до 45 минут.

Сократить до минимума время просмотра телевизора и видеоигры нужно тем детям, у которых проявляются неврозы, в том числе невротическое заикание (логоневроз). Следует также учитывать, что у каждого ребенка характер и возрастные особенности проявляются по-разному.

Полезные мультфильмы

Мультфильмы могут быть очень полезными для общего развития ребенка, например:

•        развлекательные мультфильмы, как правило, содержат много шуток и песен. Их полезно смотреть всей семьей, учить стишки и песенки, смеяться вместе. – в них много музыки, шуток. Сюжеты комичны. Песни из этих мультиков легко разучить и потом петь вместе. Примеры: Мама и медведь.

•        поучительные мультфильмы показывают ребенку различные ситуацию, учат правильно на них реагировать, помогают отличить хорошие поступки от плохих. Примеры: «Кот Леопольд», «Ну, погоди».

•        ознакомительные мультфильмы: таких в настоящее время очень много, они помогают выучить английский язык, провести утреннюю зарядку, узнать о жизни животных или тайнах океана. Примеры: «Уроки тетушки Совы», «Океаны».

Какие мультфильмы смотреть ребенку не рекомендуется

К сожалению, в современном мире не все мультфильмы хорошо и походят для детского просмотра. Поэтому очень важно контролировать то, что смотрит ваш ребенок.

Рекомендуется избегать мультфильмов, в которых:

•        В мультфильме есть чудовища, пауки, скорпионы.

•        В мультфильме есть злые персонажи, которых нужно уничтожать.

•        Герои ведут себя агрессивно, взрывают дома и машины, убивают или ранят других персонажей.

•        Нет наказания злым поступкам героев.

Как известно, во многих мультиках есть плохие герои, но на их примере дети обучаются (добро всегда побеждает зло или же злой герой раскаивается в своем поведении). Если этого не происходит, такой мультик можно считать вредным.

•        Герои неуважительно относятся к людям, животным, природе.

•        Персонажи мультфильма не соблюдают правила безопасности, нарушают разумные запреты.

Очень важно не допускать мультиков, где персонажи совершают опасные для жизни поступки, например, едут на крыше автобуса, бегают по крышам, вылезают из окна на веревке, прыгают с высоты и т.д. К сожалению, дети склонны повторять за любимыми героями даже такие действия, что может быть очень и очень опасно, поэтому допускать такие примеры настоятельно не рекомендуется.

•        Герои позволяют себе насмехаться над больными, слабыми или беспомощными героями. 

Не рекомендуется показывать ребенку раннего возраста мультфильмы с уродливыми, страшными вымышленными персонажами.