Психологическая коррекция лишнего веса

Онкопсихология

Арт-терапия в психотерапевтической работе с онкобольными  

Вы узнали о том, что больны и ваша болезнь называется «рак». 

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДСТВЕННИКАМИ ОНКОБОЛЬНЫХ 

   

                                                   Психологическая коррекция лишнего веса 

У каждого из нас есть желание быть стройными и красивыми, но, к сожалению, для многих людей путь к стройности превращается в сражение (с килограммами, с самим собой, с окружением и прочее). И, как водится, сражение – это всегда потери, даже если в результате достается победа. Потерями могут стать: расшатанная нервная система, проблемы с пищеварением, физическое истощение. 

Как избежать этого? Это вполне реально, если разобраться в причинах и следствиях сложившегося пищевого поведения.

Некоторые причины лишнего веса

Как часто взрослые в детстве на любой каприз маленького ребенка, зачастую не понимая истинных причин плача (или уже устав от капризов и не собираются его понимать), предлагают ему конфету или любую другую пищу, тем самым символически «закрывая рот» ребенку (конечно только из лучших побуждений).  

Да и что греха таить, и мы сами в роли родителей зачастую прибегаем к такой в 90% случаях срабатывающей технике.

И вряд ли мы задумываемся, что тем самым мы не даем возможности своим детям привлечь наше внимание к такой еще маленькой, но уже самостоятельной личности. Детям, так же, как и взрослым, необходимо выразить свои желания, протесты, страхи, тревоги, привлечь каким-то образом наше внимание.

Только задумайтесь, что полуторагодовалый ребенок, который не может выразить словами свою потребность, получает еду. И так раз за разом формируется убеждение, что любой стресс, тревогу, желание, боль и т.п. можно «заесть», и таким образом уже в раннем возрасте формируется пищевое поведение человека.

А как часто нас заставляли доедать все, что положили в тарелку. «Ты не выйдешь из-за стола, пока не доешь! Чтобы быть сильным, ты должен (должна) хорошо кушать! Хлеб нельзя оставлять недоеденным – силы свои оставляешь! И т.д. и т.п.» Знакомые фразы?

Есть и метафорические бессознательные причины переедания.

«Вес в обществе», «Кто как ест, тот так и работает», «Кто сыт, тот у Бога не забыт», «Ешь больше, проживешь дольше», «Ешь больше, богатырем будешь», «Живот крепче – на сердце легче» и т.п.

Переедаем мы не только с горя, но и с радости. И дело тут вовсе не в слабоволии. Зачастую с помощью еды мы маскируем различные психологические проблемы. А истинная причина переедания кроется в нашем подсознании.

Скрытая выгода

Есть масса скрытых, неизвестных самому человеку, аспектов поведения, которые провоцируют переедание, например, скрытая выгода. Полноту зачастую сопровождают такие «други», как повышенное артериальное давление, астма, сахарный диабет, атеросклероз, и наши близкие - дети, мужья, жены оказывают всевозможные знаки внимания и заботу. Полному человеку, скорее всего, уступят место в транспорте, посадят в машине на переднее сидение. Таким образом, он может быть не доволен своим внешним видом, но в то же время получать приятные знаки внимания благодаря этому. Человек бывает встроен в определенную мифологию семьи. Например, девочка идеализировала свою маму, хотела быть такой-же, как мама, и став взрослой женщиной она бессознательно воспроизводит образ мамы, имея такой же вес, как и у нее. На Руси всегда образ полного человека воспринимался как символ достатка и благополучия. Ведь в русском языке слово «худой» можно воспринимать как – худо, а «полный» - наоборот. Причиной переедания может стать защитная реакция. Так, женщины, которые подвергались насилию, могут набирать вес. Таким образом, они подсознательно стремятся стать непривлекательными, чтобы обезопасить себя. Когда человек понимает причины лишнего веса, ему легче себя контролировать. Он учится правильному пищевому и эмоциональному поведению.

Привычка

Во многих случаях проблема лишнего веса является следствием пищевых ПРИВЫЧЕК. Как сказал классик: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Правильно было бы назвать переедание вредной привычкой, целью которой является получение сиюминутного удовольствия, которое оборачивается впоследствии проблемами со здоровьем.

Программа психокоррекции

Важно отметить, что психокоррекция при лишнем весе - это не кодирование. Задача специалиста - досконально разобраться в причинах лишнего веса, понять, зачем он клиенту, какую функцию в его жизни выполняет лишний вес. Это очень важный этап, по результатам которого выстраивается дальнейшая работа.

Следующий шаг – мотивация! Нужно четко понимать, для чего вы хотите похудеть. Бывает так, что похудение оказывается ложной целью, а на самом деле человек нуждается в ощущении безопасности или общении. Определение того образа, ассоциации, метафоры к чему стремится клиент. Определение конкретного результата. И здесь бывают сюрпризы – у кого-то стройность ассоциируется с легкостью, воздушностью, а при доскональном подходе может выясниться что «легкость» бессознательное клиента воспринимает как - лень, еда, обман и подобное. Соответственно - стремление к такой «легкости» не принесет ожидаемых результатов.

Третий этап – это разрушение «рамок» привычного пищевого поведения.  Уже на третьем этапе вес понемногу начинает уходить, и клиент вскоре начинает управлять ситуацией.

Затем этапы обучения и закрепления.

Наше сознание устроено таким образом, что через некоторое время следования определенной модели поведения, начинает воспринимать ее, как часть себя. Если мы один раз что-то узнаем и понимаем это, то уже никогда не забываем.

Психокоррекция искореняет причину избыточного веса, а не борется с ее последствиями. Главный принцип методики заключается в том, что избыточный вес рассматривается как психосоматическое заболевание. Люди склонны заедать свои проблемы. Они создают положительный эмоциональный фон самым простым и доступным способом - вкусной едой.

Переедание, конечно же, не стоит причислять к психическим заболеваниям, как и к заболеванием вообще, однако оно, несомненно, имеет психогенный характер, и является корнем многих настоящих заболеваний, в числе которых и ожирение.

                                                                                                                                                                 Шубина Д.В.  

                                                                               

 

                                                                            Онкопсихология 

Русская народная поговорка гласит: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся», с народной мудростью трудно не согласиться. Но не зарекаться надо еще и от болезней, которые, к сожалению, преследуют человечество на протяжении веков. Средневековые недуги (чума, холера и др.), охватывающие европейские страны в средневековье и в более поздние периоды, сейчас не представляют массовую угрозу человечеству. В ХХI веке на смену им пришли новые болезни, которые по праву называют чумой – это СПИД, онкозаболевания. Надо отметить, что онкология не щадит никого – ни старого ни малого. В последние годы количество заболевших детей в России увеличилось на 15%. В отдельных регионах страны проводились исследования, которые показали, что количество онкологических заболеваний составляет 14 – 15 случаев на 100 тысяч детского населения в год. Если учитывать, что в России насчитывается 26 миллионов граждан в возрасте до 18 лет, ежегодно в стране должны фиксировать не менее 3,5 тысяч онкологических заболеваний в этой возрастной группе. Цифры, за которыми стоят детские жизни, судьбы, не могут оставить никого равнодушными к данной проблеме. Ситуация в странах Европы и Америки не особенно отличается от ситуации в России. В третьем тысячелетии человечеству приходится бороться с болезнями всеми известными и доступными средствами.

Онкопсихология является новой отраслью науки, на стыке онкологии, психологии и социологии. Появление данной отрасли психологической науки началось в 70х гг. ХХ в., когда стало очевидным наличие у больных онкологическим заболеванием своего, особого взгляда на жизнь, свое положение в окружении, отягощенном появлением тревоги и страха перед будущим.

Одно из первых определений онкопсихологии принадлежит американскому врачу - психиатру доктору медицины Дж. Холланд. По ее мнению, онкопсихология занимается изучением двух психологических факторов, вызываемых данным заболеванием, – эмоциональной реакции пациентов на всех стадиях заболевания, отношением членов их семей и лиц, осуществляющих уход за больными (психосоциальный фактор), а также психологического, поведенческого и социального факторов, которые могут влиять на заболеваемость и смертность вследствие онкологических заболеваний (психобиологический фактор). В настоящее время к. м. н. А.И. Бабик выделяет онкопсихологию, как науку призванную обеспечить наилучшую адаптацию человека с онкологическим заболеванием, рассматривающую факторы приспособления, обусловленные болезнью, личностью пациента, обществом, и факторы, предрасполагающие к плохой адаптации. Сегодня исследованиями в онкопсихологии занимаются клинические психологи Г.А. Ткаченко, А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, Б.Е. Петерсон и др.

Существуют различные типы реагирования на болезнь:

  • гармонический;
  • эргопатический;
  • анизогностический;
  • тревожный;
  • ипохондрический;
  • неврастенический;
  • меланхолический;
  • апатический;
  • сенситивный;
  • эгоцентрический;
  • паранойяльный;
  • дисфорический.

Когда ребенок проходит лечение при онкологическом заболевании, происходят изменения психоэмоционального состояния: увеличивается уровень тревожности, появляется чувство страха, неуверенности. У ребенка сразу ограничивается круг общения, появляется чувство неполноценности, апатия к окружающей действительности.

Наряду с медикаментозными препаратами, в борьбе за жизни детей используются и нетрадиционные средства. К последним относят методы арт-терапии, применяемые для работы с онкобольными детьми. Почему именно арт-терапия? Ответ на этот вопрос лежит практически на поверхности. Дело в том, что ребенок, страдающий онкологическим заболеванием, вынужден долгое время находиться в больничных стенах, которые не способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния. Отсюда часто у детей повышается уровень тревожности, появляется чувство страха, неуверенности, апатия и другие симптомы, которые сказываются на процессе лечения и выздоровления. Справиться с этим и помогает арт-терапия. Простые, многим известные методы и приемы в процессе изобразительной деятельности, изготовления игрушки, аппликации и других видов ручного труда, позволяют маленькому пациенту на какое-то время забыть о своем недуге и погрузиться в удивительный мир творчества, где правит бал ее величество Воображение, а в свита состоит из таких приближенных как Радость, Трудолюбие, Активность, Желание, Любознательность, Опыт.

Имея такую поддержку, ребенок, регулярно участвующий в арт-терапевтических мероприятиях, получает возможность:

  1. невербально выразить свои чувства и переживания, не накапливать их в себе, а выплескивая через ручной труд и творчество, получать положительный заряд эмоций, которые способствуют быстрейшему выздоровлению;
  2. получить уникальный социальный опыт общения с другими людьми, имеющими подобные проблемы, ибо находясь на стационарном лечении, маленький пациент лишен самой главной «роскоши – роскоши человеческого общения»;
  3. мобилизовать творческий потенциал, который имеется в каждом ребенке, развить не проявленные ранее способности и возможности;
  4. преодолеть апатию и безысходность;
  5. развивать свои личностные возможности

Реализуя эти возможности, ребята получают массу положительных эмоций, их глаза «горят и светятся» радостью от самого процесса деятельности, от встречи с новыми людьми, от коллективного чувства счастья, которое охватывает группы детей, участвующих в сказочном, удивительном процессе – процессе самореализации своего внутреннего Я. Общаясь в ограниченном, весьма и весьма узком кругу людей в процессе нахождения в стационаре и дома, маленькие гении с огромным желанием ждут встречи с волонтерами, которые вновь и вновь устраивают маленькое чудо для своих друзей. Да, именно, для друзей. Проводя такие мероприятия, раскрывающие внутренний потенциал всех участников процесса – и волонтеров и онкобольных детей, все стороны получают заряд положительных эмоций. А вместе с ним и огромный, уникальный опыт, когда в достаточно закрытой группе людей, в процессе творческого взаимодействия раскрываются и мобилизуются и внутренние, скрытые, психосоматические ресурсы и тот потенциал, который лежит на поверхности и давно всем известен – умения, навыки, которые человек применяет в повседневной жизни. Соединив все вместе, ребенок благодаря волонтеру-психологу, который разрабатывает как индивидуальную так и коллективную траекторию развития, начинает верить в свои силы, у него повышается жизненный тонус, изменяется в положительную сторону мировоззрение, появляется желание не только бороться со своим недугом, но и активно, творчески проявлять себя, уверенность в том, что болезнь – это не приговор, не изоляция от всего мира, а только этап в жизни, который надо пережить, но пережить полноценно, со всеми положительными моментами, которые есть в жизни каждого здорового ребенка.

Говорят, что люди не делятся по принципу больной – здоровый. Но в нашем обществе часто можно наблюдать, что люди ограниченные в чем-то по состоянию здоровья, часто не получают главного в жизни каждого человека – общения. Арт-терапия дает многим, не только онкобольным детям, главное – это общение и возможность раскрыть свой потенциал (творческий, личностный, социальный), что способствует повышению жизненного тонуса и ведет к выздоровлению как физическому, так и душевному. Арт-терапия – это терапия будущего, ибо все мы, в той или иной степени, нуждаемся в исцелении и телесном и душевном.

В конце хотелось бы привести высказывание маленького пациента, который после нашего мастер-класса по изготовлению куклы первый раз с момента лечения попросил «её вместе с собой» сфотографировать и показывал фото друзьям и знакомым.

Авторы: Татаринцева А.Ю., кандидат психологических наук, руководитель проекта «Использование методов арт-терапии в детской онкопсихологии», Кузнецова В.В., специалист по учебно-методической работе психолого-педагогического факультета ВГПУ, Носова А.А. волонтер-психолог организации «Безграничное общение».

                                                             

                   

                                               Арт-терапия в психотерапевтической работе с онкобольными

                    Для подавляющего большинства пациентов, победивших свой недуг, путь к здоровью лежал через исцеление души средствами арт-терапии, а для многих это было средство обретения покоя и мира с самим собой. Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевтической деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или художественной самодеятельностью. Все это может быть составной частью арт-терапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. 

Существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить об арт-терапии как об определенной области психотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изобразительных материалов для выражения пациентом содержания своего внутреннего мира; созданий особых условий; присутствие арт-терапевта рядом с пациентом в процессе творческой деятельности и использование им тех или иных приемов, помогающих пациенту выражать свои чувства и мысли в художественной форме. С помощью арт-терапевта пациент может прийти к осознанию смысла визуальных образов и постепенно понять и преодолеть свои внутрипсихические конфликты. 

Процесс художественного творчества включает кинестетические, перцептивные и когнитивные элементы. Благодаря этому пациенты могут идентифицировать и осознать подавляемые чувства, сформировать с ними разные ассоциации, увидеть новый смысл в прошлых событиях и обрести новые, более здоровые защитные механизмы. 

Присутствие арт-терапевта в процессе работы является важным условием преодоления травматичных переживаний и способствует созданию безопасного пространства для их выражения. Арт-терапию в онкологии с полным правом можно назвать исцеляющим творчеством. Это действенное средство активизации внутренних резервов и возможностей человека, средство обращения к бессознательному. Это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество. Творчество является средством невербального выражения мыслей и чувств пациента. Слова, в особенности прозаическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глубоких переживаний. Внутренний мир человека наполнен визуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящими вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Творчество связано не только с символообразованием и созданием фигуральных образов, а также с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, достижением седативного эффекта за счет выхода аффектов (эмоций, чувств) и развитием навыков саморегуляции за счет достижения контроля над продуктом творчества. 

 Арт-терапевтическая деятельность направлена на раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, на развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), на гармонизацию и развитие личности. 

Применительно к онкологии арт-терапию можно отнести к комплементарным средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, устранению нежелательных симптомов и повышению эффективности основного лечения. Арт-терапия - это одновременно психо- и духотерапия для пациента. Для многих людей это реальный шанс улучшения качества жизни, преодоления кризисных ситуаций, самореализации. Нельзя не сказать и о том, что для онкологических пациентов арт-терапия - это не только возможность душевного исцеления, но прямой способ взаимодействия с окружающим миром. 

Направления современной арт-терапии соответствуют различным видам искусств, а разнообразие используемых техник практически неограниченно. Сегодня выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкальную терапию, танце-терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. 

Из общего числа средств арт- терапии, использующихся в онкологии, наибольшую популярность и распространение получила работа с рисунком. В настоящее время существует довольно много различных способов и техник работы с рисунком. Говоря об использовании средств арт-терапии в онкологии, нельзя не сказать о существующем мнении, что арт-терапия, как креативный метод, может быть использована, только в детской онкологии. Т.е. якобы применительно ко взрослой онкологии данный метод терапии выглядит не достаточно «серьёзно». Это большое заблуждение, связанное со стереотипами человеческого мышления. В душе у каждого «очень серьёзного» и «очень взрослого» человека живёт тот «ребёнок», который только и ждёт того момента, чтобы, сняв с себя все штампы и ограничения «серьёзности», вновь прикоснуться к прекрасному и светлому миру детства и творчества. Средствами арт-терапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние. 

 Применительно к онкологии арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях. Единственным препятствием и ограничением для использования широкого арсенала средств и методов арт-терапии в онкологии является состояние когнитивной системы и общее физиологическое состояние пациента, поскольку данный метод требует наличия свободного поля восприятия и некоторого количества свободной психической энергии. Таким образом, арт- терапия в онкологии способствует росту внутренней активности пациента в борьбе с болезнью, развитию саморегуляции и эмоционально-волевого контроля, усиливает терапевтический эффект от других видов лечения, обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие больного с окружающим миром, а значит улучшает качество жизни пациента, что, несомненно, является центральной задачей психоонкологии.

Зоткина Е.А, ст. препод. каф. психологи СамГУ, психолог, арт-терапевт. Нечаева Н.М, психолог СОКОД. Храмкова О.В, психолг СОКОД. 

                                                      

 

                                          Вы узнали о том, что больны и ваша болезнь называется «рак».  

 Что произошло в вашей жизни столь необычное, в связи с чем вы решились на эту встречу? Обычно эта встреча происходит тогда, когда перед человеком встает вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?! У МЕНЯ РАК!»

На самом деле вы услышали о том, о чем слышали ежедневно, но не придавали этому слову никакого значения, поскольку это вас не касалось. Вы узнали о том, что больны и ваша болезнь называется «рак».

Рак в наше время стал уже столь распространенным заболеванием, как и многие простудные заболевания.

   Но в связи с исторически сложенным восприятием данной болезни, человек узнавший об этом диагнозе чувствует себя растерянным услышав о нем на приеме у врача. Это ошибочное восприятие. Рак, как и простуда лечится, если вовремя на нее, болезнь, обратить внимание и не откладывая в «долгий ящик» начать лечение. 

  Рак лечится!!! Об этом вам говорю я, человек проживший с этим заболеванием от момента его узнавания до выздоровления! Видевший очень большое количество больных разного возраста! Больных, которые выздоровели и которые находятся в процессе выздоровления! 

  Да, для того, чтоб вылечиться от этой болезни сегодня, человек вынужден прибегнуть к оперативному вмешательству в свой организм, ибо пока замещающих операцию терапевтических средств еще не практикуют. И хорошо, что такое лечение в наше время возможно! 

  И так, диагноз известен. Первые действия человека, узнавшего о болезни – начать действовать, чтобы с ней расстаться! Самообладание – это первый важный шаг к выздоровлению! 

  За тем второй шаг. Необходимо поговорить с родными, если таковые есть. Где бы они ни жили! Рядом с вами или на другом конце земли, непременно поговорите с ними! Безусловно, держать в себе моральный груз узнанного бывает сложно, но и сдерживание его порой бывает более разрушительным и пагубным для выздоровления. По-- этому, разговор с родными и близкими является первым шагом к выздоровлению. Попробуйте себя не жалеть и не давайте повода им себя жалеть. Эта болезнь излечима!

Если возникло желание освободиться от внутреннего напряжения посредством слез - поплачьте. И не важно, мужчина вы или женщина. Но пусть это будет одноразовый выплеск. Вот так, один раз, но от души. И всё! И вперед к выздоровлению!

   Третий шаг- это друзья, которым вы доверяете! Поговорить с ними, с сильными, которые помогут вам преодолеть эту болезнь посредством слова и возможно материально, это так же важно, как и разговор с родными людьми. 

  И теперь мы переходим к самому мощному оружию перед этой болезнью, четвертому шагу, это - ВЕРА, в то, что вы выздоровеете! Вера в скорое выздоровление! 

  Теперь посмотрите, какое сокрушительное оружие у вас перед этой болезнью! Ваше Самообладание, поддержка от родных, друзей, лечащего доктора и ваша ВЕРА! 

  А что дальше, спросите вы? А дальше ВРЕМЯ! И его нельзя оттягивать! Все надо делать мобильно! 

  Пятый шаг к выздоровлению, это сдача анализов и ожидание госпитализации, за которой наступает момент расставания с этой болезнью! И после нее- последний, шестой шаг - реабилитация! Всё! 

  Но что бы это ВСЁ наступило, надо сделать в своей жизни те самые шесть шагов. Всего шесть! И вы их сделаете! Потому что вы – сильны перед этой болезнью! Потому что рядом с вами весь этот период находились люди, которые верили в вашу силу перед ней. Верили, что вы ее преодолеете и молились за вас! 

  В период, когда вы шли к выздоровлению, вопроса «за что мне это» наверняка мог возникнуть у вас. С одной стороны, безусловно стоит осмыслить данное испытание в жизни. Осмыслить, осознать и постараться исправить то, что повлекло за собой это испытание. Да, именно испытание. И не только вас, но и всех, кто был причастен к этим событиям. 

  Очень сложно принимать не приемлемое. Но это на первый взгляд. Нам кажется, что в жизни мы всегда поступаем правильно. Мы не замечаем, что те обиды, которые мы часто вынашиваем, холим и лелеем порой бывают настолько незначимыми, но разрушительными для нашей жизни и именно они, накапливаясь внутри нашего тела приводят часто к моменту шокирующего нас диагноза. По - этому старайтесь отпускать обиды, боль, разочарование. Накопление обид порой идет с детского возраста. У каждого по-разному, все индивидуально! Но будучи взрослым человеком старайтесь как можно меньше держать их в «потайном кармане»! Кроме страданий обида ничего полезного не приносит. Сохранить здоровье может ваше осознанное спокойствие в сложившейся кажущейся неординарной для вас ситуации. Обида относится к разряду отрицательной эмоции. Отрицательное от слова отрицать. Не возможность принятия событий или информацию, их эмоциональное отвержение.

Вот и задумайтесь, ради кого и чего вы в дальнейшем можете подвергнуть свое тело болезненным и неприятным ощущениям, называемым физическое страдание? 

  Ведь страдания так же переживают и близкие вам люди! Берегите их! Они единственные для кого и ради кого вы пришли в эту жизнь! Будьте гуманными по отношению как к себе, так и к ним. Порой преодолевая вместе с вами эту болезнь, переживая за вас, они так же подвергают себя этому заболеванию, потому что эта болезнь питается эмоциями страха и стресса. Оберегая себя вы тем самым бережёте и их. 

  Я желаю вам оставаться сильными людьми! И будьте уверены в том, что после выздоровления вас ждет ЖИЗНЬ со всеми ее прелестями! 

  Милые девушки, женщины, дамы! Сейчас я обращаюсь к вам, прошедшим лечение мастектомии и удаления матки. Прошедшие период не безболезненной реабилитации восстановления прооперированной руки. Прошедшим реабилитацию заживания раны на месте удаленной молочной железы и прошедшим курс химии терапии или лучевой терапии.  

  Вы по-прежнему полноценные, здоровые, энергичные и красивые люди! Добрые, нежные, строгие и терпимые.

Как и до операции вы такие же хохотушки. Любящие и любимые мамы, жены и бабушки! Обожаемые доченьки (сколько б вам лет ни было)! Вы бесценные люди для своих близких и друзей! Зная об этом живите в гармонии с тем что вас окружает, и кто вас окружает! 

   Работайте, путешествуйте, воспитывайте детей и внуков! Учитесь и учите! Любите! И цените годы, подаренные вам ВРЕМЕНЕМ!

                                                                                                                                                               Ваша  Тилака 

 

                                                                                                                                      

 

                                                ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ 

Психодинамическая психотерапия эффективна как способ понимания психологических конфликтов и психиатрических симптомов раковых больных, а также для планирования подходящих психологических методов лечения. Автор рекомендует, чтобы психотерапевт, лечащий онкологических пациентов, был знаком со следующими факторами:

o    Естественное течение и лечение заболевания

o    Гибкий подход в соответствии с состоянием здоровья больного

o    Адекватная и реалистическая интерпретация защитных реакций

o    Беспокойство о проблемах качества жизни

o    Анализ контр переноса,так как ему приходится иметь дело с очень больными пациентами.

Случаи из практики показывают специфические проблемы, с которыми сталкиваются психотерапевты, лечащие раковых больных. В дальнейшем эти случаи показывают эффективное использование психодинамических методов и информируют лечащего врача об удачных психотерапевтических вмешательствах.

Модель психодинамической психотерапии особенно полезна для понимания эмоциональных реакций раковых больных. Она объясняет появление психиатрических симптомов как реакцию на стресс от онкологического диагноза. Она также предлагает перспективу взаимоотношений между врачом и пациентом, что полезно для взаимопонимания и разрешения противоречий. Согласие и несогласие с рекомендациями по лечению рака можно понять в условиях принятия и сопротивления, как в психоанализе. 

Диагноз

Первая стадия – это постановка диагноза и стартовая терапия. С этим этапом большинство пациентов справляется на удивление хорошо. Шок, неверие, тревога, депрессия, чувство вины и горечь обычно вытесняются надеждой, что стартовая терапия будет успешной. Очень важно и чаще всего встречается положительное отношение к лечащему врачу. Тем не менее, на этой стадии некоторым больным нужна помощь психотерапевта. Тех пациентов, которые много времени посвятили профилактике болезней путем соблюдения диет, тренировок, здорового образа жизни, раковый диагноз может привести в замешательство. Многие больные считают, что они спровоцировали у себя онкологическое заболевание из-за того, что недостаточно хорошо справлялись с жизненными нагрузками, и это вызвало сбой их иммунной системы. Другие, которые также могут искать помощи у психотерапевтов, переполнены страхом смерти, страхом зависимости, угрозой потери силы, привлекательности, дохода или экзистенциального беспокойства в поисках смысла жизни. Некоторые больные, как отмечают онкологи, не могут следовать рекомендациям по лечению из-за отрицания, обсессивного паралича или депрессии.

В целом усилия психотерапевтов на этом этапе прежде всего направлены на адаптацию к кризису и выбору подходящего лечения. Поддерживающая терапия и кризисное вмешательство на кратковременной основе обычно эффективны для большинства пациентов. Подавление симптомов может достигаться обоими методами. При необходимости можно добавить психофармакологическое лечение. Для тех, у кого расстройства носят длительный характер, лечение стресса, вызванного заболеванием, может потребоваться ориентированная на инсайт психотерапия, чтобы помочь им принять ситуацию и прийти к адаптации к этой новой реальности.

 

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДСТВЕННИКАМИ ОНКОБОЛЬНЫХ 

Психокоррекционное сопровождение родственников тяжелых соматических больных.

Психологические проблемы родственников.

Динамика и типы взаимоотношений в семьях терминальных больных (по А.В.Гнездилову)

Известно, что родственники терминальных больных переживают почти такие же психологические реакции в ответ на стресс приближающейся смерти, как и сами больные. Их сила, качество, взаимоперекрещивающийся с реакциями больных часто определяют характер семейного климата. Среди различных типов семейных взаимоотношений можно выделить как позитивные, так и негативные, однако все они представляют собой как бы поиск адекватности, и приближение смерти стимулирует этот процесс. Это можно объяснить механизмами зависимости (со зависимости) в семьях, где живет тяжело больной человек, некоторыми регрессивными переживаниями, способствующими усилению “симбиотичных” связей.

А.В.Гнездилов выделяет преимущественный тип взаимоотношений при доминирующем положении родственника, связав его с особенностями характера больного. Таким образом, тип “шизоидно” акцентуирован­ных родственников (замкнутых), преимущественно интеллектуальных, интровертированных) создает модель нейтральных взаимоотношений.

Тип “циклоидных” родственников (душевных, открытых, экстровертированных) создает модель партнерских взаимоотношений с больным.

Эпилептоидно-акцентуированные типы (со стремлением к лидерству, волевые, взрывчатые и т. д.) чаще создают модель “отвержения”.

Тревожно-мнительные, или психастеники, наиболее часто навязы­вают больным модель гипер опеки.

Истероиды, люди с преобладанием демонстративности, инфантилиз­ма, игры, не показывают четкой модели, отличаются лабильностью, хотя в целом их реакции были ближе всего к модели “отверженности”.

В то же время в преобладающем числе случаев, где сложно выявить тот или иной пласт акцентуации, наблюдались эти же модели, но в определенной динамике. Так, в первый период столкновения с диагнозом рака или плохим прогнозом, чаще всего наблюдается модель “гиперопеки”, сверх заботы с одновременным навязыванием больному лжи о диагнозе и ожидаемыми перспективами. Однако вскоре, “выло­жив все силы”, но, не дождавшись так называемого благополучного, по представлению родственников, “конца” -— умереть в неведении, легко и быстро — взаимоотношения переходят в модель “отвержения” боль­ного. Домашняя ситуация, требующая постоянного напряжения сил и труда, вызывала желание от нее “сбежать”.

Проходит какое-то время, и на смену является модель “нейтральных” взаимоотношений. Разум и долг заставляют родственника осуществлять уход за больным, хотя его чувства, истощенные невыносимым напряжением, тратой сил душевных и физических, а также испытанием раздражительностью больного, как бы пребывали в апатии, в стороне от больного.

Но вот тесный контакт с больным во время ухода за ним обнаруживает у родных резервы сил — и появлялась модель “партнерства”, с возвращением всех эмоциональных переживаний.

В то же время следует отметить и менее драматический вариант родствен­ных отношений. У некоторых родственников после смерти близких наблю­даются буквально всплеск духовных и физических сил. Прожив в глубоком горе с умирающим какой-то отрезок времени, они словно возрождались после его смерти. Объяснением этой, казалось бы “неприличной”, реакции служит бо­лее чем приличествующая любящему человеку взаимосвязь. Отрешившись на время с уходящим из жизни любимым человеком от всех земных тревог и радостей, отдавая ему, пока живому, необходимые силы, — душой проживая вместе с ним уход из жизни, они, пережившие смерть, и в самом деле рожда­ются заново. И начать “жить заново” без угрызений совести помогает в дан­ном случае не что иное, как чувство исполненного долга по отношению к умершему.

Участие и забота об уходящем, пока он жив, — впоследствии очень важный психологический фактор, снимающий с близкого родственника больного чувство вины, возникающее рано или поздно почти у всех родных.

 

Источник: Учебно-Методические рекомендации по циклу: «Психотерапия и психокоррекция личности в условиях онкологического заболевания»
М.Г. Ивашкина, Е.Г. Гордеева, В.И. Есаулов

                                                                                                                       http://www.ustinova.info/